Чужаком мы называем человека, не принадлежащего к
определенному кругу лиц. Он не изгой – ведь в этот круг он никогда и не входил.
Но все же он не такой, как все, и чем-то напоминает переселенца из далекого
края. Покинув места, где обитают ему подобные (если только такие места
существуют), он бродит по свету сторонним наблюдателем – смотрит на окружающих,
но не идет с ними на сближение. Если это ваш случай, значит, вас обрадует
встреча с эксцентричными чудаками Оскаром и Люсиндой, героями романа Питера
Кэри, удостоенного в 1988 году Букеровской премии.
Оскар Хопкинс везде чувствует себя посторонним. Вырос Оскар
в крошечной девонширской деревушке с любящим отцом, по образованию ботаником,
принадлежавшим к евангелистской секте «Плимутские братья». Библию отец
воспринимал буквально, как «отчет, составленный добросовестным натуралистом».
Оскар начал понимать, что они не такие, как все, когда их служанка Фани Дрэббл
приготовила рождественский пудинг, а отец, ярый противник праздничных пиршеств,
назвал пудинг «сатанинским искушением» и заставил сына пить соленую воду, пока
она не пошла из него обратно. Оскар не ставил под сомнение убеждения отца и
даже не сознавал, в какого чудака превратило его отцовское воспитание, до тех
пор пока не поступил в Оксфордский университет, в Ориэлколледж, где его
«невежество» стало притчей во языцех.
Однажды однокашник Оскара, некий Уордли-Фиш, пригласил его
на скачки, хотя тот слыл на весь Оксфорд чудилой. Оскар принял предложение,
сделал ставку и выиграл, получив изрядный куш. С тех пор им овладела
патологическая тяга к азартным играм. По окончании университета Оскар принимает
сан и становится преподобным отцом Хопкинсом, но страсть к игре грозит ему
крупными неприятностями. Оскара направляют в Новый Южный Уэльс, и на борту
судна он знакомится с Люсиндой Лепластриер, наследной владелицей стекольного
завода. У нее такие же, как у него, непослушные волосы, и она разделяет
увлеченность Оскара азартными играми.
В своей неутолимой тяге к игре в кости, в
покер и даже к петушиным боям Люсинда признаётся Оскару на исповеди. Тот не
верит своим ушам. Все его мысли о благочестии позабыты. Он понимает, что нашел
в Люсинде родственную душу.
Те, кто читал роман Кэри, знают, как дальше сложатся судьбы
Оскара и Люсинды; тем, кто еще не читал, предстоит это узнать. Но оба уже
встали на путь избавления от своего порока, о чем свидетельствует сцена на
борту «Левиафана»: Люсинда, глядя в глаза Оскара, видит в них себя. Она узнает
в нем человека, которому, как и ей, нет места в нормальном обществе. Пока Оскар
рядом с Люсиндой, он больше не посторонний.
Читайте Кэри, а потом садитесь на корабль и отправляйтесь на
поиски родственной души. И горе вам, если вы ее не найдете. Страшно прожить
жизнь посторонним и перед концом остаться наедине с собой, как это случилось с
героем повести Альбера Камю.
Питер Кэри «Оскар и Люсинда» (англ. Oscar and Lucinda),
Альбер Камю «Посторонний»