Уилбур и Орвилл Райты – два самых известных пионера в
истории авиации, которые после экспериментов в конце XIX - начале XX в. изобрели
первый управляемый летательный аппарат тяжелее воздуха. Названный «СРлайером»,
этот аппарат стал кульминацией более десяти лет исследований и испытаний, во
время которых технологии братьев прошли путь от построенных по специальному
заказу воздушных змеев до планеров и, наконец, аэропланов с двигателем. Эти талантливые
братья считаются первопроходцами эпохи управляемых полетов.
Уилбур и Орвилл Райт родились в семье Милтона Райта,
рукоположенного священника церкви объединенных братьев во Христе, и Сьюзен
Кэтрин Коернер Райт. Семья жила в разных местах страны, в том числе в Ричмонде
(штат Индиана), Сидар-Рапидс (штат Айова) и Дейтоне (штат Огайо), где братья
провели большую часть жизни.
Позднее Орвилл объяснял, что с раннего детства отец побуждал
их к «интеллектуальным занятиям и исследованию всего того, что вызывает
интерес». Благодаря этому Орвилл и Уилбур увлекались многими вещами, включая книгопечатание,
велосипеды, которые они ремонтировали и продавали в течение нескольких лет, а
также строительство различных устройств из дерева и металла.
Инженеры и изобретатели братья Райт стали известны своим
научным и практическим применением современных технологий, и Уилбур в
особенности любил проводить время в библиотеке своего отца и в публичных
библиотеках. Одним из любимых героев братьев был немецкий пионер в области авиации
Отто Лилиенталь, который до самой своей смерти в 1896 г. с переменным успехом строил
и запускал летательные аппараты. Однако его смерть в результате крушения планера
странным образом пробудила интерес братьев к авиации, и они написали письмо в
Смитсоновский институт с просьбой порекомендовать им другие работы по воздухоплаванию.
Одной из рекомендаций музея стал инженер Октав Шанют - в то время ведущий
авторитет в области авиации и строительства.
С помощью Шанюта братья начали проводить эксперименты в
области воздухоплавания. Самым важным они считали вопрос управления летательным
аппаратом, и им удалось улучшить первоначальные варианты, которые могли
двигаться лишь по прямой, благодаря открытию оси вращения крыльев. Братья
провели испытание этой модели в 1899 г. и. обнаружив, что ею можно управлять
так же, как и воздушным змеем, приступили к созданию полноценного варианта:
планера братьев Райт. Он был испытан в 1900 г. недалеко от Китти-Хок в Северной
Каролине, хотя планер и оторвался от земли, результаты эксперимента были неутешительными.
Братья усовершенствовали конструкцию своего планера и снова
испытали его в 1901 г., а затем в октябре 1902 г., проведя лето за экспериментами
по улучшению конструкции крыла. Третья модель оказалась удачной, и планер
двигался так, как и было задумано.
Братья, которые по очереди управляли им, более чем за два
месяца совершили почти тысячу полетов в Китти-Хок, поднимаясь на высоту до 190
м. Поняв, что справились с проблемами аэродинамики и управления, с которыми боролись
их предшественники, братья обратились к созданию двигателя для планера. В 1903
г. они построили собственный 4-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания и
вернулись в Китти-Хок, чтобы испытать его. К несчастью, во время первого взлета
двигатель заглох, и передняя часть планера была повреждена, но после нескольких
починок второй полет завершился оглушительным успехом. Поднявшись в воздух в
10.35 утра 17 декабря 1903 г., «Флайер» преодолел 36 м. затем 53 м. 60 м и,
наконец. 259,7 м. Эта серия полетов ознаменовала начало новой эры авиации и
принесла братьям Райт и их летательному аппарату всемирную известность.
До удачного полета братьев Райт, многие другие ученые и
инженеры мечтали и безуспешно пытались построить аппараты, которые не только
бросали вызов притяжению, но и могли управляться. Эти неудачи превратили идею
управляемого полета в утопию, на пути которой непреодолимыми препятствиями были
материалы, аэродинамика и источник энергии.
Доказательством высокого уровня профессионализма братьев
Райт стало то, что при создании своего летательного аппарата они обращались к
решению всех этих вопросов по очереди, поэтому за несколько лет им удалось
сделать то, чего многие умы не могли достичь за века.
Среди примеров можно
назвать испытания сотен конструкций крыла в созданной на заказ аэродинамической
трубе, чтобы определить, какая его форма лучше обеспечивает взлет, разработку и
создание собственного четырехцилиндрового двигателя внутреннего сгорания,
который подходил для полетов, и признание того, что лопасти винта могут считаться
вращающимися крыльями.
ТОП 5 фактов Братья
Райт
Не учились в колледже.
Уилбур и Орвилл были единственными членами семьи Райтов, не посещавшими
колледж. Орвилл много лет изучал печатное дело, а Уилбур помогал в местной
церкви.
Закоренелые холостяки.
Ни один из братьев Райт ни разу не был женат. Говорят, Уилбур однажды
заметил, что у него «не хватит времени и на жену, и на самолеты».
Детская игрушка. В
зрелые годы братья приписывали свое увлечение самолетами маленькому игрушечному
вертолету, который отец однажды привез домой из своих поездок.
Знаменитости. Оба
брата тщательно фиксировали свои эксперименты, и однажды в 1901 г. Уилбур Райт
сделал доклад в престижном Западном обществе инженеров в Чикаго. Доклад назывался
«Авиационные эксперименты».
Бизнес из хобби. В
1909 г. была зарегистрирована «Компания братьев Райт», и Уилбур стал ее
президентом, а Орвилл одним из двух вице-президентов.
Последователи
Октав Шанют. Хотя
Октав Шанют не являлся протеже братьев Райт, он был их главным компаньоном.
Этот американский железнодорожный инженер и пионер авиации французского
происхождения много сотрудничал с братьями и даже создавал собственные планеры,
воздушных змеев и модели летательных аппаратов. Он также написал знаменитую
книгу по авиации «Прогресс летательных машин».
Огастус Херринг. Этот
американский авиатор следовал по стопам братьев Райт и Октава Шанюта. совершив
полет на биплане с двигателем на сжатом воздухе. В 1909 г. Херринг основал
авиационную компанию и, несмотря на несколько перенесенных инсультов, продолжал
сотрудничать с армией США в разработке летательною аппарата, использовавшегося
во время Первой мировой войны.