Говорят, как-то вечером Джим Моррисон - поэт, композитор,
певец и икона рока 1960-х годов - пришел к своему приятелю Робби Кригеру,
музыканту из группы The Doors, и они отправились вдоль Лукаут-Маунтин к
Лорел-Каньону, чтобы полюбоваться заходом солнца. Депрессия, настроение и
великолепный калифорнийский вид вдохновили Моррисона на создание песни, ставшей
впоследствии визитной карточкой группы. Эта песня об одиночестве и отчуждении
отражает основной принцип человеческой натуры: мы - социальные существа.
Нам
необходима связь с другими людьми. Любопытен один факт: налаживая эти связи, то
есть начиная взаимоотношения с кем-то, мы склонны попадать под влияние этого
человека в той же мере, что и он под наше. По этой причине взаимоотношения
представляют собой еще один личностный источник власти.
В своей революционной книге по психологии влияния Роберт
Чалдини, профессор психологии и маркетинга в Аризонском университете, писал:
«Вряд ли кого-то удивит, что, как правило, мы охотнее всего соглашаемся
выполнять требования тех, кого знаем и кто нам нравится». Когда мы узнаем
человека, особенно если он входит в группу, к которой сами же принадлежим,
возникает ощущение некоего сходства, связи, пусть эфемерной, которая побуждает
нас соглашаться с ним и выполнять его просьбы.
Более крепкая связь, свойственная членам семьи и близким
друзьям, создает еще большую власть взаимоотношений. Кроме того, практически любой тип взаимоотношений
усиливает власть, которую их стороны используют, чтобы влиять друг на друга.
Это особенно проявляется в бизнесе, клубах, спортивных командах и других
организациях, для которых взаимодействие с окружающими является социальной
нормой.
В целом влиятельность и возможность лидировать усиливаются
по мере увеличения продолжительности и прочности отношений с человеком. Поэтому
те, кто умело выстраивает такие связи, обычно гораздо влиятельнее замкнутых
личностей. В ходе своего глобального исследования я обнаружил, что людей, с
легкостью устанавливающих тесные отношения, значительно меньше опасаются. Их
лидерские способности почти вдвое, а влиятельность втрое выше по сравнению с
теми, кто не столь успешен в этом деле.
Аналогичные выводы применимы к
известным лицам, чей рейтинг власти взаимоотношений и связей был высочайшим в
истории.
Одно из фундаментальных требований к межличностным
отношениям - взаимность. Друзья или коллеги ждут друг от друга равенства и
взаимности. Сотрудничество предполагает ответные действия; оказанная услуга -
взаимную любезность или, по крайней мере, готовность к ней, если возникнет
необходимость. Итак, желая повлиять на кого-то, вы должны быть готовы, в свою
очередь, подчиниться его влиянию. Этичное влияние характеризуется согласием
сторон и часто оказывается симметричным. Поэтому, помогая друг другу, мы
укрепляем взаимное расположение, возникшее на основе сотрудничества. Однако
если этого не происходит, особенно в течение продолжительного периода, власть
взаимоотношений разрушается, поскольку становится ясно, что одна сторона все
время берет, ничего не давая взамен.
Синонимичные термины «власть связей», «власть
взаимоотношений» и «власть истории связей», подразумевает под ними историю
развития взаимоотношений с другим человеком - сторонником, подчиненным
сотрудником, коллегой, другом или объектом влияния (последний термин служит для
обозначения лица, на которое вы пытаетесь повлиять). История взаимоотношений
основана на совместном опыте, тесном общении и доверии, и как источник власти
она уникальна, поскольку касается лишь двух людей - лидера и ведомого,
влиятельной фигуры и объекта влияния. Власть связей развивается и укрепляется
по мере того, как они узнают друг друга, раскрываются и накапливают
положительный опыт взаимодействия.
Представьте, что мы сотрудники одной компании - я работаю в
отделе технической поддержки, а вы в отделе обслуживания клиентов. Меня
прислали устранить проблему, возникшую при подключении вашего смартфона, и мы
невольно знакомимся. У вас на рабочем столе стоит ваше фото с собакой. У меня
тоже есть собака, и вот завязывается разговор о домашних животных. Устройство
исправлено, я предлагаю звонить мне в случае новых проблем. Вы довольны, что
подключение заработало, и благодарите меня за помощь. В следующий раз при
технической неполадке вы вспоминаете, как быстро я справился с той поломкой, и
решаете позвонить мне. Я, со своей стороны, помню о фото с собакой и захватываю
снимок своего пса, так что мы опять обсуждаем своих любимцев, пока я ремонтирую
ваш компьютер. Некоторое время спустя, получив по электронной почте от друзей
забавные изображения собак, вы пересылаете их мне.
История взаимоотношений основана на совместном опыте,
близком общении и доверии, и как источник власти она уникальна, поскольку
касается лишь двух людей - лидера и ведомого, влиятельной фигуры и объекта
влияния.
Вот примерная схема развития истории связей двух людей. Она
может перерасти в дружбу или остаться хорошим знакомством. Вероятно, эти люди
всегда будут считать друг друга коллегами, знакомыми или просто приятелями,
которые работают в одной компании. Но в любом случае они знают друг друга
лучше, чем просто знакомые; не исключено, что они испытывают взаимное уважение
или даже симпатию. У них появилась история отношений, а значит, сотрудничая в
будущем, они будут вспоминать ее. Установившиеся связи усилят их способность
влиять друг на друга, но это будет продолжаться до тех пор, пока отношения
остаются позитивными.
Вернемся к примеру взаимоотношений сотрудников разных
отделов, одной компании. Услышав от вас слова: «Привет, тут напечатан
интересный отзыв на новое программное обеспечение для работы с клиентами в
режиме онлайн», я, конечно, внимательно изучу его - ведь мы знакомы и между
нами установились личная и профессиональная связи. Так вы повлияли на меня.
Однако если при встрече в кафетерии вы проигнорируете мое приветствие, то я
расценю такое поведение как оскорбление, и мое расположение к вам исчезнет. В
следующий раз, когда вы позвоните насчет проблемы с компьютером, я уже
отреагирую иначе и либо отправлю к вам другого специалиста, либо просто
«потеряю» вашу заявку.
Власть истории связей поддерживается позитивным отношением
сторон, возникающим из сотрудничества, взаимопомощи и дружелюбия. Не
обязательно добиваться явной взаимной симпатии, но люди должны считать друг
друга заслуживающими доверия, неконфликтными и предсказуемыми личностями. Это
еще один элемент, который поддерживает власть взаимоотношений. По мере развития
отношений мы выясняем, как человек обычно себя ведет, будет ли общение с ним
приятным или полезным, насколько он надежен, интересен, забавен, дерзок,
вдумчив и конфликтен. Чем дольше мы его знаем, тем больше уверяемся в том, что
способны предугадать его поведение, а возможность предугадать поведение делает
его общество более приятным при условии, что оно (поведение) стабильно и
доброжелательно.
Именно поэтому нас выбивают из равновесия поступки
знакомых, совершенно не свойственные их натуре (так, многих друзей Бернарда
Мэдоффа ошеломила новость, что он оказался искусным мошенником). В
замешательстве мы можем воскликнуть: «Я и не думал, что она способна на такое!»
или: «А я-то считал, что знаю его!» С другой стороны, иногда становятся
известными неприятные качества обычно нормального человека: язвительность,
эксцентричность, непостоянство, тяжелый характер или неуступчивость. Такой
негативный опыт обычно ослабляет власть взаимоотношений, и мы становимся
невосприимчивы к попыткам другой стороны лидировать или оказывать влияние на
нас.
Один из самых удивительных аспектов власти истории связей
заключается в том, что наше расположение к другим людям распространяется даже
на совершенно незнакомых людей при условии, что мы отождествляем себя с ними в
некотором позитивном ключе. Прекрасным примером являются болельщики спортивных
команд. «Арсенал» — один из самых успешных английских футбольных клубов в
Премьер-лиге: он 13 раз становился чемпионом Англии и 10 раз выигрывал Кубок
Англии; клуб провел самую длинную череду беспроигрышных матчей в истории лиги
(49 игр). У «Арсенала» более сотни фан-клубов по всему миру, а общее число
болельщиков насчитывает более 27 миллионов человек, многие из которых называют
себя «гунерами» (Gooners).
В любом уголке планеты, увидев незнакомого парня в футболке
цветов «Арсенала», я (в такой же красно-белой футболке) немедленно почувствую к
нему симпатию. Встретившись взглядами, мы наверняка обменяемся рукопожатием и
познакомимся. Если он предложит зайти куда-нибудь выпить и поговорить о клубе,
то вероятность, что я соглашусь, будет весьма высокой — ведь мы «гунеры»! (а
теперь представьте мою обычную реакцию на аналогичное предложение человека,
которого я никогда в глаза не видел.) Мое отождествление с собратом - «гунером»
сработает как катализатор развития взаимоотношений.
Такой же эффект наблюдается в любом случае социальной
принадлежности, будь то семья, клан, племя, клуб, секта, команда, община,
соседство, регион и народ. Именно поэтому путешествующая по Индии немка,
встретив соотечественников, наверняка ощутит свою близость с ними и в большей
степени будет склонна принимать их точку зрения. По этой же причине
мусульмане-сунниты чаще поддерживают других мусульман-суннитов. Именно поэтому
американцы - члены Harley Owners Group (HOG), путешествуя по Японии, в полной
мере чувствуют связь с японскими собратьями и попадают под их влияние, что
гораздо менее вероятно при встречах с жителями этой страны, не входящими в
клуб.
Новые сотрудники компании на первых порах вряд ли покажутся
эффективными специалистами, какой бы высокой ни была их профессиональная
квалификация, поскольку они не имеют взаимоотношений с незнакомыми коллегами. В
определенной степени им станут доверять, поскольку в бизнесе сотрудничество
является социальной нормой. Более того, специалисты компании будут полагать,
что новоиспеченные коллеги достаточно квалифицированны (ведь в противном случае
их бы не приняли на работу) или, как минимум, имеют большой потенциал. Но пока
новички не установят личные связи на рабочих местах, они не смогут влиять на
события.
Власть взаимоотношений строится постепенно, по мере того как люди
узнают друг друга и приобретают успешный опыт совместной работы, проникаются
взаимным уважением и укрепляют связи, постепенно раскрываясь перед окружающими.