Большинство сфер человеческой деятельности имеют темную
сторону, о которой участники редко упоминают или которую они тщательно
скрывают. Выше я описал, каким образом лоббисты представляют группы
заинтересованных лиц в попытке заставить политиков голосовать на благо их
клиентов. Инструменты, используемые лоббистами для осуществления влияния,
абсолютно законны, за исключением одного, а именно прямого подкупа за голос.
Предложение денег для оказания влияния на голосование или заключения
определенной сделки называется взяткой, и это одна из главных форм коррупции во
всем мире.
Взяточничество и коррупция очень дорого обходятся нашему
обществу. Коррупция замедляет экономическое развитие и обременяет
демократические институты. Люди, находящиеся у власти в странах, богатых
нефтью, газом и полезными ископаемыми, сколачивают состояния в миллиарды
долларов. Пароходам приходится дорого платить за разгрузку своих товаров в
порту. Честные компании и граждане вынуждены платить другим, которые ничего на
самом деле не производят, за право вести бизнес и нормально работать.
Результатом становится неправильное перераспределение ресурсов, потому что
наиболее нужные и эффективные операции не совершаются.
Существуют разные уровни взяточничества: от мелкой до
крупной взятки. Один мой друг из Индии рассказал мне историю о мелкой взятке.
Офисные работники индийской налоговой службы должны предоставлять населению
бланки для регистрации налога с продаж. Правительство выдает эти бланки
бесплатно, так как хочет, чтобы граждане заплатили налог. Однако офисный
сотрудник сказал моему другу, что бланков нет, и велел прийти на следующей
неделе. Либо служащий пообещал достать их за небольшую плату, которую он
оставит себе. Мой друг спросил его: «Почему вы делаете подобное?» На что
получил ответ, что зарплаты у таких сотрудников слишком низкие, а подобная
мелочь никак не навредит богачам, способным платить налог с продаж. Мой друг
спросил другого сотрудника налоговой службы, не мучает ли его подобная практика
взяточничества. Он ответил, что нет, объяснив это тем, что его зарплата слишком
мала, чтобы отправить детей в частную школу. Поэтому ему необходима «небольшая
прибавка».
Даже мелкие взятки, которые становятся привычкой, могут
обернуться в итоге огромной денежной суммой. Мой индийский друг рассказал мне о
Сукх Раме, члене Совета министров, который имел связи в сфере телекоммуникаций
и в доме которого были найдены миллионы рупий, полученных через взятки. Однако
он решил изобразить из себя оскорбленную невинность. «Есть и другие, которые
берут гораздо больше, чем я, – заявил он прессе, – почему бы сначала не
заняться ими, вместо того чтобы охотиться за мной?»
Примером крупной взятки является случай с авиакомпанией
Lockheed, дававшей большие суммы японским чиновникам для того, чтобы они
покупали ее самолеты. Или вспомните об африканской стране, которую президент
спасает своим личным подношением. Но задался ли кто-нибудь вопросом, откуда у
этого президента столько денег? Спросил ли хоть кто-то, каким образом бывший
президент Филиппин Фердинанд и его семья смогли заработать такое огромное
состояние? А как насчет Нигерии? Последняя так богата нефтью, что является
сейчас крупнейшей экономикой в Африке, однако в стране по-прежнему большое
количество бедных людей и немало супербогатых бывших военных генералов.
Взяточничество – это весьма распространенное явление, хотя я
никогда не затрагивал данную тему в своих книгах. Почему? Мне, конечно, не
хочется оправдывать подкуп клиентов. И я не желаю рассказывать компаниям, какую
большую взятку они должны заплатить, чтобы добиться должного контакта.
Единственное, я хотел бы, чтобы мои студенты знали: их конкуренты могут
предлагать взятки. Они должны либо сообщить об этом в соответствующие органы,
либо выйти из игры.
Один господин, профессор в Лондонской школе
бизнеса, решил, что со взяточничеством нужно бороться в открытую. Он стал
собирать данные во время своих занятий с представителями высшего руководства
организаций. На одном из вечерних семинаров профессор попросил поднять руки
тех, у кого в компании используют взятки для получения контрактов. Ни одна рука
не поднялась. На другом занятии преподаватель изменил вопрос: «Поднимите руки,
если вы знаете, что один или более ваших конкурентов дают взятки». Почти все
руки взметнулись вверх. Забавно, что на втором семинаре присутствовали
менеджеры из тех же компаний, что и на первом, те же самые, кто не поднял руки,
когда их спросили про взятки.
Профессор пошел еще дальше и попросил участников семинара
анонимно отправить ему сообщения о самых необычных случаях взяточничества. Он
всего лишь хотел узнать, каким образом осуществляется взятка в различных
ситуациях. В течение многих лет этот преподаватель получал сотни рассказов на
данную тематику. Он решил классифицировать виды взяток, их оптимальный размер и
вычислить лучшие приемы для осуществления этого противозаконного действия.
Профессор намеревался даже опубликовать книгу на основе своих исследований, но
сообщил об этом жене, которая испугалась и попросила его отказаться от этого.
Если бы он написал книгу, то стал бы известен в сфере бизнеса как человек,
способный поделиться советом по поводу того, как наилучшим образом дать взятку,
и некоторые сомнительные личности не преминули бы этим воспользоваться. Он
решил не писать ни книгу, ни статью и вообще полностью оставил свое
исследование на данную тему.
Печальная правда такова, что взяточничество сильно
распространено. Если компания хочет выйти на рынок другой страны, то ей стоит
для начала проконсультироваться с организацией Transparency International,
чтобы увидеть, какое место эта страна занимает в коррупционном рейтинге. Индекс
восприятия коррупции – это ежегодный рейтинг 176 стран мира, отражающий оценку восприятия
уровня коррупции. В 2012 году самыми коррумпированными странами были признаны
Сомали, Северная Корея, Афганистан, Судан, Мьянма, Узбекистан, Туркменистан,
Ирак, Венесуэла и Гаити. Они представляют разительный контраст с наименее
коррумпированными странами: Данией, Финляндией, Новой Зеландией, Швецией,
Сингапуром, Швейцарией, Австралией, Норвегией, Канадой и Нидерландами.
Тот факт, что Китай и Индия не упоминаются в десятке самых
коррумпированных стран, не означает, что в этих регионах коррупция не является
серьезной проблемой. На самом деле все совсем наоборот, даже если Китай
расположился под номером 80, а Индия под номером 100 среди 176 стран. Если
учесть тот факт, что обе страны расположены на огромных территориях, то
становится понятно, каким бременем коррупция является для них обеих. Даже в
такой достаточно благополучной стране, как Германия, в прошлом бизнесменам
разрешалось выдавать любую взятку за расходы ведения бизнеса.
ПЕЧАЛЬНАЯ ПРАВДА ТАКОВА, ЧТО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО СИЛЬНО
РАСПРОСТРАНЕНО. ЕСЛИ КОМПАНИЯ ХОЧЕТ ВЫЙТИ НА РЫНОК ДРУГОЙ СТРАНЫ, ТО ЕЙ СТОИТ
ДЛЯ НАЧАЛА ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ TRANSPARENCY INTERNATIONAL,
ЧТОБЫ УВИДЕТЬ, КАКОЕ МЕСТО ЭТА СТРАНА ЗАНИМАЕТ В КОРРУПЦИОННОМ РЕЙТИНГЕ.
Большинство компаний не хотят заниматься взяточничеством,
чтобы получить контракты или осуществлять желаемую деятельность. Проблемы
начинаются, когда они узнают, что их конкурент дает взятки, и не знают, как им
на это реагировать – попробовать дать более крупную взятку, сообщить в
соответствующие органы или выйти из игры?
Честным министрам в бедных странах постоянно предлагают
взятки, им также регулярно приходится иметь дело с берущими взятки бюрократами
и корыстными военными. Правящая элита продает ресурсы страны (например, нефть,
алмазы и т. д.) богатым покупателям и кладет свою добытую нечестным путем
выручку на хранение в один из швейцарских банков, и почти никакая часть из этих
средств не доходит до рабочего класса.
Предложения по решению проблемы взяточничества и коррупции
Большинство коррумпированных стран делали неэффективные
попытки сократить коррупцию. Во-первых, они могли бы открыто заявить о
коррупции в законе и объявить о высоких штрафах для взяточников. В 1977 году
США приняли Закон о коррупции за рубежом, имеющий экстерриториальное действие и
предусматривающий тяжелые наказания для правонарушителей. В общем и целом,
компании США благодаря этому закону вели себя достойно.
Во-вторых, можно создать агентство по борьбе с коррупцией на
самом высоком государственном уровне и заставить нарушителей предстать перед
судом. Этому агентству стоит провести общественную кампанию против коррупции и
призывать население докладывать о случаях взяточничества. Агентство также может
пообещать вознаграждение тем, кто сообщит о взятке.
В-третьих, необходимо сделать так, чтобы полученные в
качестве взятки деньги невозможно было спрятать. Полиция и правительство теперь
пытаются получить официальный доступ к информации в банках Швейцарии и стран
Карибского бассейна, которые скрывают деньги, заработанные нечестным путем. Уже
есть хорошие новости: многие швейцарские банки согласились платить налоги с
сумм, которые у них хранятся на засекреченных счетах. Кроме того, правительство
продолжает оказывать давление на эти банки с целью узнать имена владельцев
самых крупных счетов.