Порой совершенно очевидно, что ваша любовь обречена. Но вы,
находясь в состоянии любовного экстаза, ничего не видите – вы окутаны мерцающей
радужной пеленой. Любовь Тристана и Изольды, Кэти и Хитклифа, Тэсс и Энджела Клэра
– это любовь, рожденная под роковой звездой. Несчастные влюбленные и не
догадываются, что их счастью не суждено сбыться. Когда обреченная любовь бьется
в предсмертной агонии, самое время принять наше лекарство.
Трудно представить себе более несчастную любовь, чем та, что
описана в романе Евгения Замятина «Мы». Д-503 (мужчина) и I-330 (женщина) могут
встречаться лишь тайком, потому что живут в Едином Государстве, в обществе,
которым правит Благодетель, контролирующий жизнь всех и каждого. Граждане живут
и работают за стеклянными стенами, чтобы всегда находиться под надзором. Свое
первое свидание «по записи» Д-503 и I-330 проводят в уголке непрозрачного
здания.
Однажды I-330 признается Д-503, что она состоит в подпольной
организации, которая намерена разрушить Зеленую Стену, отделяющую их
цивилизацию от остального мира. За стеной и правда живут обросшие шерстью, но
свободные люди. Герои борются за свое счастье, у них есть план спасения, и мы
переживаем за их будущее. Роман «Мы» позволит вам с большим оптимизмом
воспринимать свои неудачи на любовном фронте – как говорится, все познается в
сравнении.
Любовь, вспыхнувшая между леди Чаттерлей и егерем-лесничим
Меллорсом, тоже, судя по всему, обречена. Конни замужем. Ее парализованный
супруг сэр Клиффорд в результате увечья стал импотентом. Их отношения строятся
на интеллектуально-духовной связи. Кроме того, Конни – аристократка, а Меллорс
– обычный, как тогда выражались, «простолюдин». Словно напоминая о пропасти,
что лежит между ними, Меллорс часто переходит на грубое просторечие родного
Дербишира.
Он искренне пугается своего страстного (взаимного) влечения к Конни:
ему ни к чему «осложнения». Конни умоляет Меллорса не отказываться от нее,
слегка удивляя читателя своей наивностью: нам трудно признать эту связь большой
любовью. Физически любовников тянет друг к другу, но говорить им друг с другом
практически не о чем.
Однако Д. Г. Лоуренс опрокидывает все наши догадки. Конни, в
которой Меллорс разбудил женщину, начинает понимать, что ее интеллектуальная
близость с Клиффордом – не более чем «словесная мишура». Она отбрасывает
последние сомнения. В конце романа мы застаем героев в состоянии
неопределенности. Меллорс ждет окончания бракоразводного процесса, Конни,
которая носит под сердцем ребенка Меллорса, надеется, что сэр Клиффорд даст ей
свободу. Перед ними маячит счастливое будущее. В то же время она понимает, что
навсегда отрезает себя от привычного круга.
Если леди Чаттерлей и Меллорс не теряют надежды на
воссоединение, может, и вам не стоит впадать в пессимизм?
Евгений Замятин «Мы», Д. Г. Лоуренс «Любовник леди
Чаттерлей»