Любой, кому приходилось стоять на вершине отвесной скалы,
скажет вам, что, помимо страха сорваться вниз и разбиться насмерть, человеком
завладевает абсолютно противоположное, но не менее сильное чувство: желание
сделать шаг в бездну. Он вдруг осознает, что наделен абсолютной свободой воли,
безграничной властью создавать и разрушать, что ничто не в силах помешать ему
совершить смертельный прыжок. Мысль о безграничной свободе наполняет его
безграничным ужасом. Именно этот ужас, по мнению Сёрена Кьеркегора, лежит в
основе экзистенциального страха.
Если вы заражены бациллами этого изнуряющего недуга, вам
необходимо срочно восстановить душевные силы. Следует намеренно ограничить круг
своих возможностей, закрыться от внешнего мира и хотя бы на время стать
аскетом. Вам нужен «Сиддхартха».
Сиддхартха, молодой человек, сын вымышленного
древнеиндийского брахмана, приносит радость и счастье всем, кроме себя. Он
ведет, казалось бы, идиллическое существование в окружении любящих родных;
судьбой ему предначертано быть вершителем великих дел. Но, несмотря на
богатство и благополучие, молодой Сиддхартха чувствует, что ему чего-то не хватает.
Тогда он, как было принято в те далекие времена,
отправляется на поиски Атмана, вечной духовной сущности, из брахмана делаясь
саманом – аскетом и нищим. Саманы занимаются самоистязанием: в надежде на
просветление они умерщвляют плоть через отречение от мирских благ. Высохший,
истощенный, но по-прежнему неудовлетворенный, Сиддхартха встречает Гаутаму
Будду, от которого узнает о «восьмеричном пути» искупления, ведущем к
избавлению от страданий. Теперь у него есть знание, но ему по-прежнему не хватает
собственного опыта.
Сиддхартха знакомится с Васудевой, паромщиком, который в
полной мере доволен своей простой жизнью и будто светится изнутри. Но и беседа
с Васудевой не приносит ему удовлетворения. Сомнения не оставляют Сиддхартху
даже после того, как в его жизни появляется красавица куртизанка Камала. Он все
чаще задумывается о самоубийстве и решает утопиться. Но потом вспоминает
поразительно счастливого паромщика и понимает, что должен научиться слушать
реку.
Здесь, на берегу реки, Сиддхартха наконец-то находит ответы
на долго мучившие его вопросы. Ему открывается подлинный смысл циклов жизни и
смерти, и он начинает воспринимать себя частью вечного единства. С того дня для
него наступает просветление. К нему отовсюду стекаются люди, такие же, как вы, и
он со всеми делится обретенной мудростью.
Гзрман Гэссе
«Сиддхартха»