Какой такой этот наш офис?
Офис – помещение, где организованы основные условия для эффективной
работы сотрудников компании и ведения ее бизнеса.
Если вы решите налаживать бизнес (именно бизнес, а не
кустарную спонтанную деятельность), у вас рано или поздно встанет вопрос с
арендой или приобретением офиса.
Вот здесь и могут возникнуть вопросы, какой офис подобрать:
размеры, аренда или покупка, месторасположение и др. Далее, если вы не
законодатель мод в своей отрасли и не монополист, имеет смысл задуматься об
открытия офиса ближе к своим потенциальным потребителям. Например, центры
микрокредитования старались открыть точки около рынков (и продавцам удобно и
покупателям). С другой стороны, если ваш бизнес не предполагает массового
наплыва клиентов и большого количества контактов – то лучше задуматься об офисе
в досягаемости от места жительства основной массы ключевых сотрудников, около
транспортных развязок, станции метро, итд.
Когда на дорогу в офис уходит по часу и обратно столько же –
стоит задуматься, сколько суток в году вы провели в пути. Так я в конце концов
и поступил – подыскал офис в шаговой доступности от своего дома, причем поначалу
нам не нашлось места в офисном центре – тогда мы за свой счет отгородили
кусочек коридора с окном. Помимо варианта ближнего офиса – есть еще и вариант
хоум-офиса. Это когда сотрудники работают на дому общаясь через Интернет и
координируются с помощью средств связи. Такой вариант хорошо подходит для одних
видов деятельности и совершенно неприемлем для других. Кроме того, работать на
дому довольно сложно: необходима высокая самодисциплина, ведь много отвлекающих
факторов: от телевизора и кровати, до холодильника и компьютерных игр.
Покупать или арендовать офис?
Два альпиниста из последних сил забрались на вершину горы,
сидят, отдыхают, о своих делах говорят…
– Как тебе тот вариант офиса, что я присылал?
– Ха, я что, дурак – на пятом этаже и без лифта?
Тут также многое зависит от типа вашего бизнеса и сферы
деятельности. Если ваша деятельность предполагает постоянное посещение
постоянных клиентов – желательно чтобы фирма как можно реже меняла свое
местоположение. Это особенно важно, если вы занимаетесь продажами массовых
потребительских товаров/услуг. Важно наличие в офисе необходимых технических
возможностей: телефон, Интернет. Не стоит забывать об удобстве подъезда и
наличия парковки. В последнее время среди части компаний в России набирает
популярность обустройство офиса в стиле лофт (в заброшенных зданиях цехов или
на чердаках – где стоимость аренды не высока). Кафе-рестораны, дизайнеры,
дискотеки и клубы, и др. вполне могут так работать.
Один из вариантов – это коворкинг. Например, в одном
помещении с рядом рабочих мест располагаются сотрудники нескольких совершенно
разных фирм, разных направлений и работающих над совершенно не связанными между
собой проектами (грубо говоря, в школе освободилась классная комната, туда
приглашают всех желающих, обеспечивая Интернет, стол и стул).
Фирмы в крупных городах могут так экономить на аренде до 50%
средств, что особенно важно для проектов с временными творческими командами или
стартапов.
Покупать офис выгодно, когда вы уверены, что бизнес у вас
будет эффективен и прибылен, особенно, если важна постоянство расположения для
клиентов. Вы не платите аренды, только коммунальные платежи, снижая тем самым
издержки и затраты. Наличие офиса также удобно для проведении переговоров или
деловых встреч с партнерами и соучредителями. Да и когда нужно поработать не
отвлекаясь – офис незаменим. В офисе можно хранить громоздкие материалы:
бухгалтерские документы, контракты, итд., что не всегда удобно делать дома. С
другой стороны, если вы храните документы дома – их не смогут у вас прийти и
изъять: по закону жилище неприкосновенно, кроме специальных случаев, когда речь
идет о серьезных преступлениях или ваша вина уже доказана.
Порой можно и вовсе обойтись без офиса. Однако, имейте в
виду, что если у вас за спиной нет хорошей, заработанной годами труда и
десятками проектов, репутации серьезной организации, отсутствие офиса может
вызывать сомнения и отпугивать клиентов.
Шеф говорит новому сотруднику:
– Для начала подметите в офисе пол!
– Сэр! Я окончил Кэмбридж! – возмущается тот.
– Вот оно что! – тогда дайте мне веник, и я вам покажу, как
это делается!
Бытует мнение, что будущий миллиардер Аристотель Онассис в
начале своей деятельности арендовал офис в Нью-Йорке на 5-й Авеню – одной из
самых респектабельных и дорогих по аренде улиц, что помогло ему заключить
немало выгодных контрактов с серьезными контрагентами. Вот как он описывает,
что и как там было в реальности – у Онассиса однажды спросили, в чём секрет его
успеха. «Обзаведитесь хорошим адресом», – ответил миллиардер и рассказал, как
он, начиная раскручивать свой бизнес в Америке, открыл офис на Пятой авеню. «На
самом деле это был только чулан для метелок, – смеялся знаменитый судовладелец,
– но всё равно никто туда не приходил, зато на фирменном бланке было ясно
сказано „5-я авеню, Нью-Йорк“, а это звучало, и на это был весь расчет».
Престижный адрес – тоже имеет значение, особенно если вы
работаете, главным образом, с крупными и респектабельными клиентами.