У кого их нет? Просто у одних эти шрамы глубоки, у других не
очень, да и скрываем мы их – от себя и от других – с разной степенью успеха. Но
можно ли излечиться от душевных ран? Кто-то обожает обсуждать их со знакомыми и
малознакомыми слушателями, надеясь, что это ускорит процесс заживления; кто-то
предпочитает зализывать их в одиночестве, никому не позволяя покушаться на
святость своих страданий.
Толстовский Позднышев из «Крейцеровой сонаты» выплескивает
свою боль на попутчиков в поезде, позднее в подробностях излагая одному из них
драматическую историю своей жизни.
Пол, герой-рассказчик в романе Кауана «Ракообразные»,
выбирает себе другого слушателя. В день рождения сына он вместе с ним
отправляется на машине в небольшой курортный городок на побережье Норфолка и по
дороге рассказывает Юэну о том дне, когда тот появился на свет, и о первых
годах его жизни. Он вспоминает, как познакомился с матерью Юэна Рут, как умерла
его собственная мать.
Но тут Пол сознаёт, что Юэна в машине нет (его уже нет на
свете). Монолог Пола – это попытка описать свои душевные раны, выговориться и
тем самым освободиться от боли. Кому или чему ни поверяли бы мы свои горести –
близкому другу, листу бумаги или даже пустой машине, – подробный рассказ о них
знаменует начало исцеления. Только выбирайте слушателя – воображаемого или
реального – с особым тщанием. Пусть это будет человек, которому вы
небезразличны, который может проявить к вам заботу и участие. Тогда ваши раны
затянутся, не оставляя страшных шрамов.
Лев Толстой Крейцерова соната, Эндрю Кауан Ракообразные
(англ. Crustaceans)