«Ах ты, нахалка! С тобой бесполезно разговаривать!.. Вообще
головой не думаешь!» – вот какую тираду услышала от своей разозлившейся мамы
четырехлетняя Елена.
Если мама Елены продолжит говорить дочери такие вещи и не
научится справляться со своим гневом, со временем у ребенка в голове отложится
установка: «Я нахальная (плохая, неблагодарная, глупая, рассеянная, не
заслуживаю внимания)». Ребенок ее возраста не может критически относиться к
заявлениям родителей и воспринимает их как истину в последней инстанции, не
подлежащую сомнению. Поэтому установка «ты плохая» для Елены не просто истинна
– ведь она исходит от ее мамы, – она, скорее всего, ляжет в основу формирования
личности и самооценки ребенка. Очень часто это становится отправной точкой
многих проблем и трудностей в эмоциональном и социальном развитии ребенка,
которые постепенно наслаиваются одни на другие.
У детей, родители которых не умеют справляться с гневом и
выражают его кто физической, кто вербальной агрессией, а кто –
пассивно-агрессивными реакциями, могут, ко всему прочему, проявиться следующие
проблемы:
• Низкая самооценка.
• Отклонения в поведении (склонность драться со
сверстниками, проблемы с установлением авторитета, жестокое обращение с
животными и т. д.).
• Плохая успеваемость в школе, несмотря на отличные
способности.
• Слабый контроль над импульсами.
• Эмоциональная нестабильность.
• Неспособность вписаться в школьную среду.
• Аутодеструктивное поведение, склонность наносить вред
самому себе.
• Сложности в решении конфликтов (со сверстниками, в семье,
в школе).
• Непростые отношения со сверстниками (подчеркнутая агрессия
или, напротив, отстраненность).
• Недостаток близости и доверия в отношениях с родителями.
• Невротические расстройства депрессивного характера,
тревожность.
• Гиперчувствительность и низкий порог терпимости к
фрустрации.
• Раннее вступление в половые отношения и опасность
зависимостей.
• Недостаток эмпатии с определенной степенью эмоциональной
притупленности.
• Трудности в построении близких отношений, как личных, так
и рабочих.
• Неадекватные реакции в гневе.
Все эти проявления вовсе не одиночны, напротив, часто они
накладываются одно на другое, переплетаются и перекликаются, дополняя друг
друга, и создают в результате еще множество проблем.
И вот мы от злобных замечаний вроде: «Бесстыдник!
Бестолочь!..», которые, не особо задумываясь, часто отпускаем в гневе, не желая
навредить ребенку, приходим к достаточно серьезной ситуации, которая наносит
огромный вред и ребенку, и нашим с ним отношениям.
К счастью, на развитие ребенка влияют не только наши
способности управлять гневом, но и еще много всего хорошего, что делаем мы сами
и люди из нашего окружения. И это в некоторой степени сглаживает тот вред,
который мы наносим ребенку своими колкими замечаниями.
Конечно, речь здесь идет не о единичных и кратковременных
излияниях гнева, которые иногда может позволить себе любой и которые не нанесут
такого уж тяжелого урона нашему малышу. Мы говорим именно о долговременных и
систематических ошибках в проявлении гнева.
И все же это не умаляет значения того факта, что способ
управления гневом имеет далеко идущие последствия. К счастью, несмотря на то
что гнев и злость – это очень сильные эмоции, которые сложно понять и управлять
которыми еще сложнее, существуют достаточно действенные способы улучшить
контроль над проявлениями гнева. К счастью и для ребенка, и для нас самих.