Почему одного ребенка проще воспитать, а другого никак не
удается приучить к порядку? И при чем здесь ваше отношение к ребенку, когда он
был еще грудничком? А вот при чем.
Дети, у которых сформировалась более крепкая, надежная и
стабильная связь с родителями, намного легче поддаются воспитанию, чем те, у
которых такой связи нет.
И тому есть две главные причины: насколько ваш ребенок
эмоционально стабилен и насколько хорошо вы его знаете.
Эмоциональная
стабильность
Дети, у которых налажена крепкая связь с родителями, более
уверены в себе. У них более сбалансированные эмоции и четко выстроенная система
ценностей. Эмоционально стабильные дети легче поддаются воспитанию по одной
простой причине: для них воспитание – это в первую очередь способ, которым вы
можете показать, какое поведение приемлемо, а какое нет. И не более того. А для
детей с менее крепкой связью процесс воспитания охватывает куда более сложные
механизмы: тут смешиваются любовь, понимание, отталкивание, различные
манипуляции… Это делает воспитание куда более трудным и многоплановым, и оно
становится постоянным источником напряжения как для вас, так и для ребенка.
Детей, у которых связь с родителями не налажена, мы часто
называем трудными. Они подвержены неожиданным и экстремальным реакциям и в
схожих ситуациях могут реагировать то закрытостью и отстраненностью, то бурным
проявлением чувств и плачем. Именно невозможность предвидеть последствия того
или иного действия усложняет для родителей процесс воспитания.
Дети, у которых налажена крепкая связь с родителями, уверены
в себе, и прежде всего потому, что между ними и их родителями есть взаимное
доверие. Причем первый и самый важный урок доверия вы преподали своему ребенку,
когда пошли навстречу его потребностям и постарались их удовлетворить. Так вы
показали ему местечко, где он, еще недавно покинувший материнское чрево, может
почувствовать себя защищенным. Он понял, что вы его любите и что вам можно
доверять.
Эмоциональная стабильность ребенка, которая проистекает из
вашего правильного отношения к нему, станет ценнейшим и важнейшим капиталом в
его жизни.
Насколько хорошо вы
знаете своего ребенка
Если вы настроены различать и удовлетворять потребности
своего малыша, то таким путем вы, скорее всего, придете к тому, что хорошо
узнаете его. А это ключ к успешному воспитанию. Если вы знаете, что его злит, а
что успокаивает, что может его напугать, как он может отреагировать на то или
иное событие, какие методы воспитания он воспринимает лучше всего – это намного
повысит вашу эффективность как воспитателя. Ситуации, которые могут оказаться
провокационными, вы сможете или предупредить, или сгладить еще до того, как они
приведут к проблеме. Например, Ненад очень бурно реагировал на ругань –
разговоры на повышенных тонах действовали на него, как красная тряпка на быка,
вызывали агрессию. Мама хорошо знала своего ребенка и эту его особенность и,
как только замечала, что при ребенке кто-то начинает ругаться, старалась
предотвратить ссору, несколькими удачно подобранными словами установить своего
рода буферную зону и отвлечь внимание ребенка. Так она успевала сгладить углы.
И со временем, «отрабатывая» с ребенком подобные ситуации, она добилась того,
что сын перестал бурно реагировать на ругань.
Конечно, необходимо хорошо знать своего ребенка независимо
от того, сколько ему лет. И не надо выделять на общение с ним какое-то
определенное время в течение дня. Подросток может бурно отреагировать даже на
ваше: «Сядь, поговорим» – ощетинится и закроется. С другой стороны, просто
находиться дома вместе с ребенком – тоже недостаточно. Даже если вы часами
сидите в одной комнате, но один – уткнувшись в компьютер, а другой – в
телевизор, проку от такого совместного времяпрепровождения никакого. Что было
бы полезно? Например, во время совместного обеда расспросить ребенка, что у
него нового: как дела в школе, как поживают его приятели… Время, пока вы едете
в машине, скажем, на тренировку или другие занятия после школы, тоже можно
употребить с пользой, беседуя со своим ребенком старше 8–9 лет.
Прислушивайтесь и к тому, как ваш ребенок комментирует
поступки своих друзей и знакомых. Вам, может быть, ни капли не интересно, что
случилось у какого-нибудь условного Стефана, мальчика, которого вы и в глаза-то
никогда не видели. Но всегда полезно послушать, что говорит по этому поводу ваш
ребенок, что он думает, какие ценности важны для него, как складываются его
отношения с приятелями: «Представь себе, что Милица сделала. А потом Йована ей
сказала. А я ей сказала.» Конечно, и вы можете высказать свое мнение о поступке
Милицы – так вы позволите вашему ребенку взглянуть на ситуацию с другого
ракурса и сможете обменяться мнениями.
Вы всегда должны быть открыты для новой информации,
исходящей от вашего ребенка, неважно, вербальной или невербальной.
Так вы сможете, пока ребенок растет и постепенно меняется,
образно выражаясь, настроить на него свои рецепторы. Вы будете тонко
чувствовать и замечать перемены, которые в нем происходят, предупреждать
всевозможные трудности и помогать ребенку решить их, пока они не переросли в
серьезные проблемы.