Похвалы.
Чрезвычайно мощное, но, к сожалению, редко используемое
оружие, которым родители могут воспользоваться в процессе воспитания, – это
похвала.
Для любого ребенка родители – самые важные люди на свете.
Ребенок любит маму и папу, и от природы в нем заложено желание сделать все,
чтобы они были им довольны. Похвалы тесно связаны с самой сутью воспитания:
подобающее поведение вы поощряете, а за неподобающее штрафуете. И все.
Одна из самых важных и самых воодушевляющих наград для
ребенка – это похвала от родителей.
Задумайтесь: даже теперь, когда мы уже взрослые,
сформировавшиеся личности, нам очень приятно, когда кто-то важный для нас,
кто-то, чьим мнением мы дорожим, похвалит нас (и это укрепляет определенный
стиль поведения).
А у ребенка это еще куда более ярко выражено.
Но мы используем похвалы довольно редко, хотя с ними все так
просто и ясно.
Сереже 3 года. Он скачет по квартире, как угорелый, прыгает
по мебели, бесится. Мама сначала спокойно, а затем уже и криком требует его
успокоиться и сесть играть в конструктор. Когда Сережа в конце концов
действительно успокоился и занялся кубиками, мама выдохнула и занялась своими
делами. Похвалы не последовало, хотя Сережа сделал именно то, что мама просила.
А ведь нужно было всего лишь сказать, когда он наконец-то
сел и взял в руки кубики: «Отлично! Браво! У тебя так хорошо получается
складывать конструктор!» Так мама укрепила бы в нем желательное поведение.
Вот несколько советов, которые помогут сделать похвалы еще
более эффективным средством корректировки поведения ребенка.
• Определите, что приемлемо, а что нет. Нужно четко отделить
формы поведения, которые вы приветствуете и поощряете (хвалите, награждаете,
предоставляете какие-то привилегии), от тех, которые вы не поддерживаете и
наказываете (игнорированием, лишением каких-либо привилегий). Важно, чтобы в
первую очередь вам, а затем и ребенку было абсолютно понятно, какие формы
поведения приемлемы, а какие – нет, поэтому вы должны быть последовательны в
адекватной оценке этих моделей поведения. Это дает отличный воспитательный
эффект, как краткосрочный, так и долгосрочный, в первую очередь потому, что в
основе своей этот метод имеет именно ОБУЧЕНИЕ приемлемому и неприемлемому
поведению.
• Не принимайте хорошее поведение как должное. Часто
родители сами загоняют себя в ловушку: они никак не поощряют хорошее поведение,
считая его чем-то само собой разумеющимся. Одобрения не последовало, хорошее (и
желательное!) поведение ребенка игнорируется – и фактически наказывается.
Поэтому очень важно именно прокомментировать поведение ребенка заслуженной
похвалой, когда он ведет себя так, как вы хотите: сидит спокойно, играет в
кубики, хорошо разговаривает с младшим братом, сам застилает кровать или
собирает игрушки. Хвалите, даже если такое поведение стало следствием вашего
вмешательства (как в случае со Стефаном). Не скупитесь на похвалы: «Мне так
нравится, когда ты тихонько играешь в кубики!», «Как хорошо, когда вы с сестричкой
ладите!», «Спасибо тебе, что помог с посудой!», «Какой ты молодец, что утешил
Андрея, когда тот расплакался!» и т. д.
• Хвалите конкретно за что-то. Вместо общих слов вроде «ты
молодец» старайтесь формулировать, за что именно вы хвалите ребенка: «Как ты
хорошо застелил кровать!» Так вы покажете ребенку, что все замечаете и вам
небезразлично то, что он делает. А если ребенок поймет, что вы просто раздаете
общие похвалы, он засомневается (и не без причины) в вашей искренности. Вместе
с конкретной похвалой вы можете указать на то, что, по вашему мнению, можно
сделать и лучше: «Мне очень понравилось, как ты застелил кровать. Только один
угол покрывала можно было чуть-чуть подтянуть. Но ты отлично справился!» Не
обязательно всегда хвалить ребенка одинаково построенными фразами. Можете
оставить записку на холодильнике: «Отлично прибранная кухня!» А иногда
достаточно и поднятого вверх большого пальца: «Супер!»
• Все хорошо в меру: будьте искренни, не перебарщивайте.
Если вы осыпаете ребенка похвалами за самое обычное поведение, за рутинные вещи
и при этом никогда не критикуете, похвала обесценивается, а ребенок начинает
чувствовать, что вы неискренны. Ребенок должен уяснить, что вы ожидаете от него
хорошего поведения, что хорошее поведение – норма, а не чудо, за которое ему
будут аплодировать с утра до ночи. И все же, если малыш, который и трех минут
не может усидеть на месте, играет в кубики уже целых десять минут, искренне его
похвалите за это достижение!
• Хвалите ребенка любого возраста. Иногда нам кажется, что
детям постарше, подросткам похвалы не нужны вовсе. Ничего подобного. Именно в
этом возрасте появляются модели поведения, которые мы обязательно должны
хвалить и тем самым укреплять: «Мне очень нравится, что ты придерживаешься
нашего договора и вовремя возвращаешься домой!», «Мне так понравилось, как ты
разговаривал с младшей сестренкой! Ей важно, чтобы ты был близок с ней, ты ведь
всегда можешь помочь ей советом», «Я очень рада, что ты смогла решить свои
проблемы с учительницей математики. В таких случаях очень трудно держать себя в
руках, но, думаю, тебе удалось. Это очень по-взрослому. Ты молодчина!».