Язык жестов - история и развитие

Теги

Многие ошибочно считают, что язык жестов для людей с нарушениями слуха – это универсальная для всего мира система, понятная во всех уголках Земли. К сожалению, правда в том, что для этого языка так и не разработали международного стандарта, хоть и пытались. Язык жестов независимо развивался в каждой стране, имея лишь несколько общих элементов, но в остальном полностью различаясь в зависимости от места происхождения.

Первую попытку создать жестовый язык предпринял в начале XVII века испанский священник Хуан Пабло Бонне, нанятый в качестве помощника высокопоставленным представителем испанской знати. Священник стал персональным учителем его глухого сына.
В те времена глухих считали не способными адаптироваться в обществе и, соответственно, необучаемыми, но Бонне так не думал. С целью преодолеть это недоразумение он создал алфавит, в котором каждую букву заменял определенный жест. Таким образом он обучил мальчика грамоте, что было законодательно необходимо для всех наследников знатного рода, дабы принять дела благородной династии.

Слухи о том, что Бонне был способен помочь глухим, быстро распространились, и вскоре священника наняли для обучения еще одного глухонемого ребенка из испанской знати. Учитель отточил систему и опубликовал в 1620 году «Reduction de las letras у arte para ensenar a ablar los mudos» – руководство по обучению людей речи с помощью знаков и символов. В этом труде присутствовали гравюры с изображением жестов, отвечающих за каждую букву алфавита. Книга Бонне считается предшественником всех современных педагогических практик подобного толка.
Язык жестов изменил жизни миллионов глухих по всему миру

Спустя век после публикации книги Бонне его идею подхватил Шарль-Мишель де л’Эпе, французский священник и меценат. Де л’Эпе большую часть жизни посвятил помощи бедным и обездоленным жителям Парижа. Легенда гласит, что однажды в глубине парижских трущоб де л’Эпе увидел двух немых сестер, запросто общающихся между собой на языке жестов. В 1760 году он основал в Париже первую в мире школу для глухих, которая впоследствии превратилась в «Institut Nacional de Jeunes Sourds», важнейшее в мире учреждение, оказавшее влияние на специализированные школы по всей Европе.

Хотя и принято считать, что Шарль-Мишель де л’Эпе первым обучил всех немых в Париже речи, правда в том, что самобытная знаковая система для неговорящих на основе старофранцузского языка уже существовала в Париже на протяжении нескольких веков. Заслуга де л’Эпе в том, что он адаптировал эту систему под современный язык и выстроил ее в последовательную и связную, позволяющую полноценно общаться, а не обмениваться отдельными словами.

В начале XVIII века американский священник Томас Хопкинс Галлодет посетил одну из школ де л’Эпе и вернулся в Штаты вместе с одним из бывших ее учеников, Лореном Клером, чтобы основать первую в Америке школу для глухих в Хартфорде, штат Коннектикут. Его сын Эдуард Майнер Галлодет позже открыл учреждение, которое превратилось в вашингтонский университет, которому присвоили его имя. В этих двух учебных заведениях родился американский язык жестов, унаследовавший многие элементы из системы де л’Эпе.
В конце XIX века развитие системы жестов оказалось в некоторой стагнации. Против языка для немых в это время активно выступали оралисты, сторонники речевого подхода, заключавшегося в обучении глухонемых детей чтению по губам и агрессивных попытках навязывания им фонетической речи.

На протяжении ста с лишним лет этот подход пользовался большим успехом, несмотря на то, что Эдуард Майнер Галло дет активно воевал за эффективность своего языка жестов. В 1970-х наконец-то выяснилось, что речевой подход оралистов бесполезен, а работы доктора Уильяма Стоуки из университета Галлодет доказали, что язык жестов имеет право на существование наравне со всеми остальными языками мира. С тех пор язык жестов завоевал бешеную популярность, и, хоть так и не стал универсальным, его стали преподавать в школах и дублировать с его помощью телепрограммы и театральные постановки.
Александр Грейам Белл и движение оралистов

Александр Грейам Белл известен как ученый, инженер и изобретатель телефона, но в его карьере было еще одно яркое пятно. Белла знают и как ярого сторонника движения оралистов, которое обвинило создателей языка жестов шарлатанами, а сам язык – устаревшим методом образования.
Его отец Александр Мелвилл Белл создал систему «Видимая речь», где звуки речи обозначались письменными символами в зависимости от положения губ. Изначально эту систему использовали для обучения правильной дикции, но позже с ее помощью стали обучать речи. Александр Грейам Белл считал, что с помощью отцовской системы обучения речи можно здорово помочь глухим.

В 1872 году Белл на собственные деньги открыл в Бостоне Школу физиологии и механики речи с целью продолжить дело отца и обучать глухих, что и делал с большим успехом. Его самой популярной ученицей была Хелен Келлер, политик и писатель. Позже она отзывалась о Белле как о самоотверженном борце с тишиной и отчуждением. Еще одной его студенткой была глухая с пяти лет Мейбл Хаббард. Ее отец был президентом Школы Кларк для глухих и слабослышащих, а сама Мейбл стала женой Белла и родила ему четверых детей.

Несмотря на все эти успехи современные педагоги характеризуют подход оралистов как черную полосу в истории образования глухих: тогда в школах был запрещен язык жестов, а глухих педагогов постепенно заменили на слышащих. Глухим ученикам связывали руки, чтобы они не пытались жестикулировать. Вместо того чтобы адаптироваться в обществе слышащих, глухие все больше отдалялись, потому что были лишены единственного средства коммуникации и образования.