В наше время «хобо» в Америке обычно именуют тех, кого в
России принято называть бомжами, но в начале XX столетия все было иначе. В те
времена хобо были странствующими рабочими, которые путешествовали по Америке в
поисках денег. Хобо преодолевали огромные расстояния, обычно передвигаясь в
товарных поездах, пути которых пересекали Штаты вдоль и поперек. Этот способ
путешествия – в основе слова «hobo», сокращенного от «hopping boxcars», или
«прыгающий по товарнякам». Есть и другие версии происхождения слова. По одной,
«hobo» – сокращение от «hoe boy», что значит «парень с фермы», а по другой
слово произошло от названия района Нью-Йорка Houston and Bowery, где обычно
собирались странствующие работяги. К этим путешественникам относились с опаской
и недружелюбием, особенно во времена «Пыльного котла».
Рисунки хобо были способом общения между бродягами. Они
рассказывали о том, где можно найти пропитание и кров
Как инструмент консолидации хобо разработали свой язык
символов, известных как хобоглифы, которые они рисовали мелом или просто
царапали на заборах, зданиях, телеграфных столбах, воротах и дорожных знаках.
Эти символы могли рассказать другим хобо, где найти работу, а куда лучше не
соваться; где есть пропитание и кров, а где странствующим угрожает опасность.
Хобоглифы состояли из кружков, квадратов, треугольников, линий, стрелок и
других загогулин. Стрелки указывали направление, а в фигурах была зашифрована информация.
Например, точка в прямоугольнике предупреждала об опасности
или недоброжелательном отношении к бродягам, а цифра «18», четырежды
перечеркнутая горизонтальными линиями, говорила, что неподалеку можно раздобыть
еду в обмен на день работы. Эту уникальную систему знаков разработали сами хобо
с целью обезопасить и обеспечить себя условиями для существования. Поскольку
символы просты и хорошо запоминаются, их легко научиться рисовать и заметить
невооруженным глазом. После Второй мировой войны в США начался период
экономической стабильности, и необходимость в хобоглифах отпала. Стремительная
индустриализация обеспечила рабочими местами всех уличных философов, кто не
успел спиться.
Система знаков хобо послужила темой для одного из эпизодов
известного сериала «Безумцы» о сотрудниках американской рекламной компании
периода 60-х. В эпизоде под названием «Загадки бродяги» креативный директор Дон
Дрейпер вспоминает под эффектом марихуаны случай из детства на ферме во времена
Великой депрессии. На ферму приходит хобо в поисках еды и крова, и мать Дона
соглашается накормить и предоставить бедолаге крышу над головой в благодарность
за сутки работы на ферме. Дон начинает дружить с бродягой, который рассказывает
герою, что стал хобо по собственной инициативе, чтобы почувствовать свободу,
путешествуя по всей стране.
Дон в свою очередь рассказывает парню, что его
настоящая мать была проституткой, отец бил ее, а женщина, с которой он сейчас
живет – не его мать. Бродяга показывает Дону систему хобоглифов, расшифровывая
несколько символов. На следующее утро, когда хобо покидает ферму, Дон
обнаруживает на своих воротах хобоглиф в виде ножа, который означает, что в
этом доме можно столкнуться с агрессией.
По задумке режиссера, встреча с хобо помогла Дону понять
себя и стала в некотором роде процессом его инициации с миром маркетинга и
рекламы, в котором символы и сообщения – главный способ передачи информации.