Константин Станиславский - факты от реформатора сцены

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия – Алексеев) родился 5 января 1863 года в богатой и образованной семье. Кроме него в семье было еще девять детей.
Детство его было счастливым. Детей учили главным образом дома, а не в гимназии, что не помешало им получить блестящее образование, ведь приглашались лучшие учителя. Главным увлечением был домашний театр. Отец даже построил целый флигель со сценой для любительских спектаклей в подмосковном имении, а затем и в доме в Москве был устроен настоящий театральный зал.


Станиславский – тогда Алексеев – как-то естественно оказался во главе кружка актеров-любителей, и кружок назвали Алексеевским. Домашние спектакли шли с большим успехом, но сам Станиславский позже признавался, что был в то время просто «безвкусным копировщиком». Любительский театр повторял все «грехи» профессионального театра тех времен: актеры играли фальшиво и напыщенно, в пьесах действовали ходульные, будто неживые персонажи, постановки не отличались вкусом. Все это Станиславский называл «театральной гнилью», с которой впоследствии боролся всю свою жизнь.

Переломным моментом в деле понимания театрального искусства для Станиславского стала встреча с режиссером Александром Федотовым в 1888 году. Вместе с художником, поэтом и актером Федором Соллогубом и оперным певцом Федором Комиссаржевским они основали Московское общество искусства и литературы, в создание которого Станиславский вложил свои личные средства.

Это был и театр, и театральная школа одновременно: здесь ставили спектакли и преподавали драматическое искусство. Станиславский вспоминал, как Федотов с Соллогубом раскритиковали его первые опыты на этой сцене: «Они задали мне такую взбучку, которую я во весь свой век не забуду. Они меня так высмеяли, и, как дважды два четыре, доказали отсталость, несостоятельность и пошлость моего тогдашнего вкуса, что я сначала смолк, потом устыдился, наконец почувствовал полное свое ничтожество и – точно опустел внутри. Старое не годится, а ничего нового нет».

С этого момента началась и кропотливая работа Станиславского над собой, и поиски нового театра – где на сцене живут и действуют живые люди, а не картонные персонажи, где вместо красивых поз и актерских штампов главенствует живое чувство, где передана подлинная жизнь человеческого духа, вызывающая отклик и сопереживание у зрителей.

Общество искусства и литературы просуществовало десять лет, за это время Станиславский сыграл там 34 роли и поставил 16 спектаклей. Это позволило ему стать известным актером, превратившись из любителя в профессионала. Но общее состояние театра того времени и актерского искусства его по-прежнему не удовлетворяло. Ясно было, что требуется серьезное реформирование и театра, и преподавания мастерства драматического актера. Станиславский мечтал об «искусстве переживания», когда актер на сцене не изображает, а глубоко и тонко переживает все чувства персонажа, причем переживает так, что доносит переживания и до зрителя. Театр был слишком далек от жизни, а Станиславский хотел саму жизнь перенести на сцену.

Аналогичные идеи в то же время появлялись у знаменитого режиссера Владимира Ивановича Немировича-Данченко. В 1897 году он предложил Станиславскому встретиться и обсудить ряд вопросов, касающихся театра. Их знаменитая встреча в московском ресторане «Славянский базар» вошла в историю как знаковое событие – точка отсчета создания Художественного театра. Театр открылся 14 октября 1898 года спектаклем «Царь Федор Иоаннович». Так началась славная история Московского художественного театра, полная исканий, творческих экспериментов и подлинного новаторства. В первое двадцатилетие своего существования театр получил не только всероссийскую, но и мировую славу.

В начале 1900-х годов формируется знаменитая «система Станиславского» – новая школа актерского мастерства и театрального искусства в целом. Всю свою жизнь великий мастер работает и как актер, и как режиссер, и как педагог, и как теоретик театрального искусства.
Еще в 1889 году Станиславский женился на актрисе Марии Лилиной (настоящая фамилия – Перевощикова), с которой и прожил всю жизнь. В этом браке родилось двое детей – дочь и сын.

Умер Станиславский 7 августа 1938 года – отказало сердце. Интересен такой факт: по заключению врачей, во всех сосудах его организма были найдены атеросклеротические изменения – за исключением сосудов мозга, которые оставались чистыми и молодыми.

Важнейшие достижения

Разработка знаменитой «системы Станиславского» – целостного, многогранного метода работы актера и режиссера.
Новаторство, преобразившее театр: создание «школы переживания» – когда актер испытывает на сцене подлинные чувства, а не изображает их; новый способ постановки спектаклей – освобождение от условностей, штампов, раскрытие подлинной сути пьесы вместо принятого тогда заигрывания со зрителем и потакания его вкусам; раскрытие на сцене внутреннего мира персонажа, внимание к подтексту, а не только к тексту пьесы; главным становится действие, оправданное внутренней логикой характера персонажа, а не просто произнесение текста, как прежде.

Создание Московского художественного театра.
Собрание сочинений в девяти томах, где досконально изложена новая система работы актера и режиссера. Важнейшие труды – «Моя жизнь в искусстве» и «Работа актера над собой».
Огромное количество ролей, театральных постановок, принесшие Станиславскому звания народного артиста России и СССР, а также ордена, другие награды и почетные звания.

Основы мировоззрения

Знаменитое «Не верю!» Станиславского говорит прежде всего о его огромной чуткости к жизни, неприятии любой фальши и искусственности. Он хотел перенести на сцену саму жизнь, и был противником каких бы то ни было теорий. Известны его слова: «С того момента, как начнется философия, „системе" конец… Никакой „системы" нет. Есть природа».
Но, конечно, Станиславский обладал четким мировоззрением, которое опиралось прежде всего на убеждение в огромном богатстве, неисчерпаемости человеческой природы. 

Жизнь человеческого духа и способы перенесения ее на сцену – вот что интересовало его больше всего. По сути, он предлагает всем нам, и актерам, и зрителям, и всем людям вообще открывать в себе неисчерпаемость своей внутренней жизни, жизни духа.
Его система – это призыв к человеку повернуться к себе и раскрыть все потаенные богатства своей души и разума.

На вопрос о том, в чем счастье человека, Станиславский отвечал так: «В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу-талант. Выше этого счастья нет».
Душа и талант – синонимы для Станиславского. Каждый наделен душой, и уже поэтому каждый талантлив. Раскрыть свой талант – обязанность каждого. Этому учит система Станиславского.

Уроки Станиславского

Вы не задумывались, почему очень многие люди мечтают об актерской профессии? Конкурсы в театральные вузы в несколько раз выше, чем в другие учебные заведения.
Да прежде всего потому, что актерская профессия сулит уникальное самораскрытие. Она позволяет открыть все богатства своей души, все нюансы чувств и мыслей, которые не всегда удается прожить в обычной жизни. Есть, конечно, и те, кто хочет просто покрасоваться на сцене, но таких меньшинство. Большинство же притягивается не внешним блеском, а возможностью глубоко постичь и пережить внутреннюю жизнь, жизнь духа, и не просто прожить, а донести свою глубину до зрителей.

Но большинству из нас совершенно не обязательно становиться актерами, чтобы так же полно и глубоко реализовать свой скрытый потенциал – потенциал души и разума. И в этом смысле актерский тренинг по системе Станиславского очень полезен для каждого человека.
Станиславский недаром стал реформатором театра – он превратил работу актера в интеллектуальный труд, труд души и разума. Вот почему разработанный им тренинг является в полной мере и тренингом интеллекта.

Прежде чем выйти на сцену, актер должен проделать огромную внутреннюю работу. Он должен прожить жизнь своего персонажа, понять и пережить его мысли и чувства, вникнуть в логику его поступков. Он должен очень хорошо знать жизнь и понимать, как и почему люди ведут себя в разных ситуациях. Он должен быть органичным на сцене, то есть реагировать и вести себя естественно – так, как требуют обстоятельства. Значит, он должен очень хорошо понимать и чувствовать логику событий, вникать в саму природу происходящего. Все это – глубокий интеллектуальный труд.


Этот труд начинается задолго до выхода на сцену, и на сцене находит свое продолжение. Высшее искусство – думать на сцене, думать как персонаж, при этом оставаясь самим собой. Процесс мышления не изобразишь, если его на самом деле нет – зрители сразу же почувствуют наигранность. Помните знаменитую фразу про то, что умное лицо – это еще не признак ума? А вот когда актер по-настоящему мыслит на сцене, зрители всегда чувствуют это. Именно умные, мыслящие актеры попадают в когорту великих.