Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия –
Алексеев) родился 5 января 1863 года в богатой и образованной семье. Кроме него
в семье было еще девять детей.
Детство его было счастливым. Детей учили главным образом
дома, а не в гимназии, что не помешало им получить блестящее образование, ведь
приглашались лучшие учителя. Главным увлечением был домашний театр. Отец даже
построил целый флигель со сценой для любительских спектаклей в подмосковном
имении, а затем и в доме в Москве был устроен настоящий театральный зал.
Станиславский – тогда Алексеев – как-то естественно оказался
во главе кружка актеров-любителей, и кружок назвали Алексеевским. Домашние
спектакли шли с большим успехом, но сам Станиславский позже признавался, что
был в то время просто «безвкусным копировщиком». Любительский театр повторял
все «грехи» профессионального театра тех времен: актеры играли фальшиво и
напыщенно, в пьесах действовали ходульные, будто неживые персонажи, постановки
не отличались вкусом. Все это Станиславский называл «театральной гнилью», с
которой впоследствии боролся всю свою жизнь.
Переломным моментом в деле понимания театрального искусства
для Станиславского стала встреча с режиссером Александром Федотовым в 1888
году. Вместе с художником, поэтом и актером Федором Соллогубом и оперным певцом
Федором Комиссаржевским они основали Московское общество искусства и
литературы, в создание которого Станиславский вложил свои личные средства.
Это был и театр, и театральная школа одновременно: здесь
ставили спектакли и преподавали драматическое искусство. Станиславский
вспоминал, как Федотов с Соллогубом раскритиковали его первые опыты на этой
сцене: «Они задали мне такую взбучку, которую я во весь свой век не забуду. Они
меня так высмеяли, и, как дважды два четыре, доказали отсталость,
несостоятельность и пошлость моего тогдашнего вкуса, что я сначала смолк, потом
устыдился, наконец почувствовал полное свое ничтожество и – точно опустел
внутри. Старое не годится, а ничего нового нет».
С этого момента началась и кропотливая работа Станиславского
над собой, и поиски нового театра – где на сцене живут и действуют живые люди,
а не картонные персонажи, где вместо красивых поз и актерских штампов
главенствует живое чувство, где передана подлинная жизнь человеческого духа,
вызывающая отклик и сопереживание у зрителей.
Общество искусства и литературы просуществовало десять лет,
за это время Станиславский сыграл там 34 роли и поставил 16 спектаклей. Это
позволило ему стать известным актером, превратившись из любителя в
профессионала. Но общее состояние театра того времени и актерского искусства
его по-прежнему не удовлетворяло. Ясно было, что требуется серьезное
реформирование и театра, и преподавания мастерства драматического актера.
Станиславский мечтал об «искусстве переживания», когда актер на сцене не
изображает, а глубоко и тонко переживает все чувства персонажа, причем
переживает так, что доносит переживания и до зрителя. Театр был слишком далек
от жизни, а Станиславский хотел саму жизнь перенести на сцену.
Аналогичные идеи в то же время появлялись у знаменитого
режиссера Владимира Ивановича Немировича-Данченко. В 1897 году он предложил
Станиславскому встретиться и обсудить ряд вопросов, касающихся театра. Их
знаменитая встреча в московском ресторане «Славянский базар» вошла в историю
как знаковое событие – точка отсчета создания Художественного театра. Театр
открылся 14 октября 1898 года спектаклем «Царь Федор Иоаннович». Так началась
славная история Московского художественного театра, полная исканий, творческих
экспериментов и подлинного новаторства. В первое двадцатилетие своего
существования театр получил не только всероссийскую, но и мировую славу.
В начале 1900-х годов формируется знаменитая «система
Станиславского» – новая школа актерского мастерства и театрального искусства в
целом. Всю свою жизнь великий мастер работает и как актер, и как режиссер, и
как педагог, и как теоретик театрального искусства.
Еще в 1889 году Станиславский женился на актрисе Марии
Лилиной (настоящая фамилия – Перевощикова), с которой и прожил всю жизнь. В
этом браке родилось двое детей – дочь и сын.
Умер Станиславский 7 августа 1938 года – отказало сердце.
Интересен такой факт: по заключению врачей, во всех сосудах его организма были
найдены атеросклеротические изменения – за исключением сосудов мозга, которые
оставались чистыми и молодыми.
Важнейшие достижения
Разработка знаменитой «системы Станиславского» – целостного,
многогранного метода работы актера и режиссера.
Новаторство, преобразившее театр: создание «школы
переживания» – когда актер испытывает на сцене подлинные чувства, а не
изображает их; новый способ постановки спектаклей – освобождение от
условностей, штампов, раскрытие подлинной сути пьесы вместо принятого тогда
заигрывания со зрителем и потакания его вкусам; раскрытие на сцене внутреннего
мира персонажа, внимание к подтексту, а не только к тексту пьесы; главным
становится действие, оправданное внутренней логикой характера персонажа, а не
просто произнесение текста, как прежде.
Создание Московского художественного театра.
Собрание сочинений в девяти томах, где досконально изложена
новая система работы актера и режиссера. Важнейшие труды – «Моя жизнь в
искусстве» и «Работа актера над собой».
Огромное количество ролей, театральных постановок, принесшие
Станиславскому звания народного артиста России и СССР, а также ордена, другие
награды и почетные звания.
Основы мировоззрения
Знаменитое «Не верю!» Станиславского говорит прежде всего о
его огромной чуткости к жизни, неприятии любой фальши и искусственности. Он
хотел перенести на сцену саму жизнь, и был противником каких бы то ни было
теорий. Известны его слова: «С того момента, как начнется философия,
„системе" конец… Никакой „системы" нет. Есть природа».
Но, конечно, Станиславский обладал четким мировоззрением,
которое опиралось прежде всего на убеждение в огромном богатстве,
неисчерпаемости человеческой природы.
Жизнь человеческого духа и способы
перенесения ее на сцену – вот что интересовало его больше всего. По сути, он
предлагает всем нам, и актерам, и зрителям, и всем людям вообще открывать в
себе неисчерпаемость своей внутренней жизни, жизни духа.
Его система – это призыв к человеку повернуться к себе и
раскрыть все потаенные богатства своей души и разума.
На вопрос о том, в чем счастье человека, Станиславский
отвечал так: «В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его.
Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь
душу-талант. Выше этого счастья нет».
Душа и талант – синонимы для Станиславского. Каждый наделен
душой, и уже поэтому каждый талантлив. Раскрыть свой талант – обязанность
каждого. Этому учит система Станиславского.
Уроки Станиславского
Вы не задумывались, почему очень многие люди мечтают об
актерской профессии? Конкурсы в театральные вузы в несколько раз выше, чем в
другие учебные заведения.
Да прежде всего потому, что актерская профессия сулит
уникальное самораскрытие. Она позволяет открыть все богатства своей души, все
нюансы чувств и мыслей, которые не всегда удается прожить в обычной жизни.
Есть, конечно, и те, кто хочет просто покрасоваться на сцене, но таких
меньшинство. Большинство же притягивается не внешним блеском, а возможностью
глубоко постичь и пережить внутреннюю жизнь, жизнь духа, и не просто прожить, а
донести свою глубину до зрителей.
Но большинству из нас совершенно не обязательно становиться
актерами, чтобы так же полно и глубоко реализовать свой скрытый потенциал –
потенциал души и разума. И в этом смысле актерский тренинг по системе
Станиславского очень полезен для каждого человека.
Станиславский недаром стал реформатором театра – он
превратил работу актера в интеллектуальный труд, труд души и разума. Вот почему
разработанный им тренинг является в полной мере и тренингом интеллекта.
Прежде чем выйти на сцену, актер должен проделать огромную
внутреннюю работу. Он должен прожить жизнь своего персонажа, понять и пережить
его мысли и чувства, вникнуть в логику его поступков. Он должен очень хорошо
знать жизнь и понимать, как и почему люди ведут себя в разных ситуациях. Он
должен быть органичным на сцене, то есть реагировать и вести себя естественно –
так, как требуют обстоятельства. Значит, он должен очень хорошо понимать и
чувствовать логику событий, вникать в саму природу происходящего. Все это –
глубокий интеллектуальный труд.
Этот труд начинается задолго до выхода на сцену, и на сцене
находит свое продолжение. Высшее искусство – думать на сцене, думать как
персонаж, при этом оставаясь самим собой. Процесс мышления не изобразишь, если
его на самом деле нет – зрители сразу же почувствуют наигранность. Помните
знаменитую фразу про то, что умное лицо – это еще не признак ума? А вот когда
актер по-настоящему мыслит на сцене, зрители всегда чувствуют это. Именно
умные, мыслящие актеры попадают в когорту великих.